Территориальное общественное самоуправление
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения.
Что такое ТОС
ТОС
Одной из форм местного самоуправления, одной из составляющих права на местное самоуправление является территориальное общественное самоуправление.
Определение территориального общественного самоуправления содержится в ст. 27 Закона 131-ФЗ «Об общих принципах развития местного самоуправления».
Под территориальным общественным самоуправлением (далее по тексту – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территория поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Итак, во-первых ТОС, это - деятельность граждан.
Во-вторых, это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления.
В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению.
В-четвертых, - это и форма участия населения в решении вопросов местного значения.
Наконец, это общественные организации, общественные объединения, говоря точнее, это органы общественной самодеятельности.
ТОС являясь неотъемлемой частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения.
С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории поселения: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, улица, квартал, группа кварталов, микрорайон, сельский населенный пункт и иные территории проживания граждан.
Система территориального общественного самоуправления включает в себя:
- собрания (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий - высший руководящий орган;
- выборный и подотчетный собранию (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территории – постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления.
Периодичность проведения собраний (конференций) устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления имеют право:
- созывать общие собрания (конференции) граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей;
- оказывать содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей соответствующей территории их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан, в том числе предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными актов органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Органы территориального общественного самоуправления могут вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам:
- выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей;
- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;
- создавать в установленном порядке потребительские кооперативы, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
- участвовать в осуществлении социальных программ, используя собственные и привлеченные средства;
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития района, принимаемых органами местного самоуправления;
- участвовать собственными средствами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
- получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
- организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
- определять в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления.
Правовой статус территориального общественного самоуправления (ТОС)
Правовой статус определяет правовое положение конкретного субъекта права. Правовой статус включает в себя правосубъектность и субъективные права и обязанности субъекта права.
В соответствии со ст. 27 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) является самостоятельным субъектом права, т.е. обладает право- и дееспособностью, а также субъективными правами и обязанностями.
ТОС – это независимый субъект муниципальных правоотношений. Вместе с тем, ТОС призвано осуществлять реализацию инициатив граждан по вопросам местного значения.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Организация общественного самоуправления
Организация общественного самоуправления начинается с выбора инициативной группы, состоящей не менее чем из пяти человек. Решение об образовании ТОС принимает общее собрание граждан составляющие более половины жителей соответствующей территории.
Анализируя деятельность уже существующих ТОС можно отметить, что успех деятельности зависит в основном от активности и сплочённости жителей территории, а так же от деловых и профессиональных качеств инициативной группы. В инициативную группу, как правило, входят юристы и экономисты, хорошо знакомые с порядком формирования бюджетов различных уровней.
Однако чтобы территория развивалась, и подрастающее поколение хотело оставаться на родине, необходимо чтобы эта малая родина хоть как-то развивалась. Для развития мастерских, образовательных учреждений, создания социальной инфраструктуры необходима активность жителей.