1.Законом предусмотрено новое основание для прекращения трудового договора
Федеральным законом от 04.11.2022 № 434-ФЗ изменена статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая прекращение трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
В соответствии с изменениями, трудовой договор подлежит прекращению в случае призыва работодателя – физического лица или работодателя, являющегося единственным учредителем (участником) юридического лица, одновременно обладающего полномочиями единоличного исполнительного органа этого юридического лица, на военную службу по мобилизации, объявленной Президентом Российской Федерации.
Такое основание не применяется, когда работодатель уполномочил другое лицо на осуществление своих прав и исполнение своих обязанностей в качестве работодателя.
Действие изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 21.09.2022.
2.Можно ли запретить ученикам пользоваться телефоном в школе?
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит положений, которые касаются порядка пользования мобильными средствами связи в образовательной организации, соответственно, каких-либо ограничений не предусмотрено.
Однако согласно п. 3.5.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее – Санитарные правила), для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Таким образом, запрещается использовать мобильные средства в процессе обучения, непосредственно во время урока, как учащимся, так и учителям в качестве средства обучения. Например, если возникает необходимость продемонстрировать какой-либо видеоматериал или электронный документ, необходимо использовать интерактивные доски, сенсорные экраны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, которые соответствуют установленным в Санитарных правилах требованиям. Что касается перемен, то учащиеся имеют право пользоваться мобильными средствами связи, например, могут позвонить родителям или найти необходимую информацию.
Следует отметить, что многие образовательные организации закрепляют в своих локальных нормативных актах за учителями право изымать телефоны у тех учеников, которые нарушили правила пользования мобильными средствами.
Однако, в ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Соответственно, указанный положения локальных нормативных актов противоречат законодательству Российской Федерации, так как ограничивают право собственности на имущество, а именно на мобильные средства связи, которые принадлежат учащимся и их родителям.
3. Положения законодательства о порядке рассмотрения обращений
Статьёй 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.
Согласно статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Вместе с тем, под действие данной статьи подпадают не все обращения. Например, решения лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, обжалуются в порядке, установленном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому несвоевременный ответ гражданину, обжалующему постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
По той же причине не может быть привлечено к административной ответственности должностное лицо, рассматривающее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Порядок рассмотрения жалоб данной категории установлен главой 30 КоАП РФ.
4. Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений по вопросам теплоснабжения в отопительный период
В соответствии Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», разделом XI Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений и городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей.
Информация о порядке подачи обращений потребителей размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления.
Обращения потребителей могут подаваться в письменной форме, а в течение отопительного периода - в устной форме, в том числе по телефону.
В отопительный период, в том числе в выходные и праздничные дни, независимо от времени суток, должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 часов с момента поступления обращения обязано организовать взаимодействие с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, направить соответствующий запрос. Данная организация в течение 3 часов обязана ответить на указанный выше запрос.
В течение 6 часов должностное лицо органа местного самоуправления обязано проверить полученную информацию и при подтверждении фактов, изложенных в обращении, вынести теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.
Ответ на обращение потребителя в отопительный период должен быть представлен в течение 24 часов.
5. Как определяется дата окончания отопительного периода
Порядок начала и окончания отопительного периода регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, если тепловая энергия для нужд отопления жилых помещений подается по централизованным сетям, то поставщик коммунальных услуг начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом местного самоуправления. Отопительный период в такой ситуации должен заканчиваться после окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха превышает 8 градусов Цельсия.
При отсутствии централизованного теплоснабжения, но в условиях предоставления услуги по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества, даты начала и окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников жилых помещений. Если такое решение не будет принято собственниками, отопительный период закончится в сроки, установленные уполномоченным органом в указанной ранее ситуации.
Непринятие мер к своевременному отключению теплоснабжения либо его преждевременное отключение могут быть обжалованы жильцами в органы местного самоуправления, либо в Государственную жилищную инспекцию.
6. Нормативные параметры температурного режима в жилых помещениях
Во время отопительного периода вопрос качества предоставления населению коммунальной услуги по отоплению имеет особое значение. При этом каждый человек по-разному ощущает температуру окружающего воздуха.
Температура воздуха в жилых помещениях должна соответствовать п. 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и составлять не ниже + 18℃, а в угловых комнатах не ниже + 20℃.
Допустимым превышением нормативной температуры является не более 4 °C, снижением - не более 3 °C (в ночное время суток), снижение температуры воздуха в дневное время не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15%.
В случае если температура воздуха в жилом помещении многоквартирного дома является ниже нормативной необходимо обратиться в организацию, осуществляющую управление домом, в целях проведения соответствующих замеров.
Если требования потребителя коммунальной услуги не удовлетворены следует обратиться в орган государственного жилищного надзора в целях рассмотрения вопроса об организации контрольного (надзорного) мероприятия и защиты жилищных прав граждан.
Убытки, понесенные в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества, могут быть взысканы в судебном порядке.
7. Об административной ответственности за оскорбление
За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, предусмотрена административная ответственность (ст. 5.61 КоАП РФ).
Дела о таких административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором, после чего направляются в мировой суд для привлечения нарушителя к ответственности.
В этой связи с заявлением о привлечении лица к ответственности за оскорбление следует обращаться в органы прокуратуры.
При этом необходимо учитывать, что основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе.
Оскорбление должно представлять собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь, и достоинство.
Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа:
- на граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей;
- на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
- на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. рублей.
Более строгие штрафы предусмотрены, если оскорбление совершено:
- в средствах массовой информации или интернете,
- в отношении нескольких лиц,
- государственным служащим.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца со дня оскорбления.
8.Вопрос. Что понимается под экстремистской деятельностью (экстремизмом)?
Ответ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм):
насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
9.Вопрос. Что понимается под экстремистской организацией?
Ответ В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
10.Вопрос. Что понимается под экстремистскими материалами?
Ответ: В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы - предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
11. Вопрос. Что понимается под символикой экстремистской организации?
Ответ: В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
12. Вопрос. По каким основным направлениям осуществляется противодействие экстремистской деятельности?
Ответ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
13.Вопрос. Какие установлены особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов?
Ответ. В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
14.Сообщены условия принятия решений о выдаче разрешений на совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг, в том числе акций, долей (вкладов) в уставных капиталах российских хозяйственных обществ иностранными лицами, связанными с "недружественными" государствами
В части осуществления указанных сделок принято решение исходить из целесообразности установления некоторых условий их осуществления. Это, в частности, обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10% от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива, и др.
Кроме этого, в дополнение к протоколу заседания Подкомиссии от 22.12.2022 N 118/1 заявителям рекомендовано представлять одновременно с отчетом об оценке рыночной стоимости активов также экспертные заключения, подготовленные экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
15.Исчисление земельного налога с применением различных налоговых ставок в отношении земельного участка с учетом наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
На практике формирование самостоятельных земельных участков под указанными объектами зачастую является невозможным и (или) экономически нецелесообразным, а сама возможность применения пониженной ставки налога приобретет произвольный характер.
Однако в суде налогоплательщиком было представлено заключение кадастрового инженера, подтверждающее расположение объектов инженерной инфраструктуры, с указанием доли общей площади, приходящейся на эти объекты.
Данные результаты оценки суды первой и апелляционной инстанций признали достоверными, а налоговая инспекция не представила какие-либо доказательства, ставящие под сомнение правильность выводов кадастрового инженера.
С учетом данного обстоятельства Судебная коллегия Верховного Суда РФ решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставила в силе, а постановление арбитражного суда кассационной инстанции - отменила.
16. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общему правилу осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
По результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, принимается решение:
- о принятии на учет;
- об отказе в принятии на учет.
Такое решение должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
17. Универсальное детское пособие
Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ ввел в действие с 1 января 2023 года универсальное детское пособие, которое могут получать все нуждающиеся семьи с детьми, независимо от их возраста, но не старше 17 лет. В указанных целях закон внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Новое пособие носит официальное название – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Право на его получение предоставлено нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, являющимся гражданами РФ и постоянно проживающими на территории России.
Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы и прочие категории лиц, не имеющих российского гражданства, получать пособие не смогут. Таким образом, пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется (новая редакция ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):
- беременным женщинам, если срок беременности составляет шесть и более недель, и они встали на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
- одному из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином РФ и постоянно проживающего на территории РФ.
Универсальное пособие заменяет собой следующие детские выплаты и пособия:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Вместо перечисленных выплат и пособий беременные женщины и семьи с детьми могут получать одно пособие, которое назначают по общим, единым для всех правилам в заявительном порядке.
Подавать заявление на оформление пособия нужно в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, через портал Госуслуг и МФЦ.